Ха - школа боевых искусств. Это понятие, как правило, не применяют по отношению к обществам Айки в России. Ха – это не только сообщество единомышленников, связанных одной идеей Будо, это – традиции и принципы. В России мало обществ, способных похвалиться таким уровнем…
Дантай – клуб, общество изучения боевых искусств со строгой иерархической системой взаимоответственности. В школе боевых искусств каждый старший ответственен за обучение и воспитание младшего, а каждый младший ответственен за сохранения знания и духа школы. Иерархия в клубе выстраивается по двум принципам – по уровню доверия учителя в делах школы и по уровню подготовленности в технико-тактической части (пояса и квалификации). Первый принцип существенен при решении насущных проблем школы, второй – при взаимном обучении учащихся.
Иерархия Школы:
Сэнсей – учитель, наставник школы, сам являющийся учеником более опытного наставника.
Ути-Дэси – внутренний ученик. Ученик, которого учитель обучает индивидуально и, как правило, использует в качестве ассистента при демонстрациях техник. Укэ учителя.
Ути-сэмпай – организатор, должность руководителя школы или помощника учителя в делах управления школой.
Сэмпай (сэмпаи) – командиры групп, старшие ученики школы.
Дэси – постоянные ученики школы, продвинутые занимающиеся.
Нюмонся – ученики-новички или восстанавливающиеся после болезни или травмы.
Иерархия поясов:
Уровень | Боевая степень | Цвет пояса | Спортивная степень | Требования исполнения стратегических принципов |
Муданся (не имеющий степень дан) |
6 (року) кю | Белый (Сиро-оби) |
- | Дзансин (равновесие, готовность к атаке), Кудзуси (вывод из равновесия) и Чусин-рёку (центральная линяя) |
5 (го) кю | Жёлтый (Кииро-оби) |
- | ||
4 (си) кю | Оранжевый (Дайдайиро-оби) |
- | Дзансин (готовность к атаке и ответным действиям), Дзю (мягкость, непротивление), Какаэ (атака) и Укэми (самострахование) |
|
3 (сан) кю | Зелёный (Мидори-оби) |
3 разряд | ||
2 (ни) кю | Голубой (Аой-оби) |
2 разряд | Мусин (осознанность боевого наполнения техники), Ма (дистанция), Авасаэ (слияние в выполнении), Кобо-ити (наилучший момент, чувство времени) |
|
1 (ити) кю | Коричневый (Кюйиро-оби) |
1 разряд | ||
Юданся (имеющий степень дан) |
1 (шодан) дан | Чёрный (кюрой–оби)/ хакама |
КМС | "Основные" даны, присуждаются за хорошую практику, сияние личности, знание и исполнение всех основ айкидо |
2 (ни) дан | МС | |||
3 (сан) дан | - | |||
4 (ён/си) дан | МС МК | "Учительские даны", присуждаются для тренерской работы | ||
5 (го) дан | - | |||
6 (року) дан | - | "Патриархальные" даны, присуждаются за общественную работу и долговременную практику | ||
7 (шичи) дан | - | |||
8 (хачи) дан | ТМК | |||
9 (ку) дан | ТМК | "Даны Основателей", присуждаются за создание нового стиля или школы | ||
10 (дзю) дан | ТМК |
Система данов и кю позволила более ясно представить себе прогрессию обучения. Дан – в переводе с японского «ступенька». Именно в виде крутой лестницы с множеством ступеней представлялся путь ученика к мастерству.
Вопрос квалификации в Будо.
Кроме поясной системы существует ещё несколько иерархических форм. Пояса (кю и даны) были введены основателем дзю-до Дзигоро Кано в конце 19 века. Предполагалось, что эта система позволит более ярко представлять себе реальный уровень подготовки ученика в боевой системе. На тот момент данная система себя оправдывала, поскольку выгодно отличалась от доселе существующей формы сертификации.
Сертификация.
Существовало всего лишь пять сертификатов, выдаваемым учащимся в бу-дзюцу.
Сёдэн | Начальная ступень передачи техники и традиции. Начало Пути. Знание базы техник. |
Тюдэн | Средняя часть пути. Пройденная половина. Изучение техник и их секретов. |
Окудэн | Глубокая передача знаний. Получение секретных техник школы и объяснение тайных учений. |
Мэнкё кайдэн | Свидетельство о том, что получены все секреты и пройдена вся программа. |
Мокуроку / инка | Свидетельство приемника или основателя своей линии |
Официальные уровни (международная квалификация)
Официальные уровни присуждаются университетом Боевого Пути Будокукай:
Рэнси | С 1-го по 5 дан. Полный набор технических знаний по своему направлению. Глубокое изучение тактики. Проявление духовности. |
Кёси | Минимум 5 дан, обширные знания в области будо, безупречная социальная жизнь. Не ранее 33 лет. |
Ханси | Техническое мастерство доведённое до совершенства. Связь: техника - сердце - дух. Вклад в развитие будо. Безупречное поведение – идеал для младших. Возраст – старше 60 лет. |
Следует учитывать, что любые системы определения квалификационного уровня – всего лишь условность, не способная дать представления о реальной степени подготовленности бойца. Многое зависит от самой системы отсчёта.
В одних стилях, первый дан определяется как уровень студента, только что поступившего и начинающего серьёзно учиться. В других направлениях, первый дан – это уровень осознанности техники и тактики, позволяющий продолжить обучение самостоятельно, без непосредственного наблюдения инструктора. В третьих школах, первый дан – звание, которое получает любой, кто освоил минимум базовой техники.
Большинство учителей считает, что первый дан – это уровень доверия к ученику, уровень, при котором ученик уже может вполне официально представлять систему и стиль. Таким образом, к категории дан предъявляется требование ответственности за исполнение практик будо (техники, тактики и духовного содержания). Также следует знать, что подчас человек, занимающийся Будо всерьёз, не имеет официального уровня. Часто это связанно с отсутствием возможности или желания квалификационного подтверждения. В таком случае немало о человеке говорят года тренировок…
В айкидо, кроме всего прочего, существует система дифференцирования уровня по жизненному ориентированию в будо:
- Айкидоист – человек, который занимается айкидо, спортсмен.
- Айкидока – человек, который практикует в зале и в жизни Айкидо
- Айкидзин – человек, который живёт по законам Айкидо.
Подобная система, естественно, не рассматривает уровень технической подготовленности человека.