Самарская Всестилевая Федерация Айкидо | Иерархия в Айкидо
Наша федерация представляет в Самаре:
Международную Евро–Азиатскую Федерацию Айкидо
Всестилевую Федерацию Айкидо России
Международную Лигу Боевых Искусств
Общество «Россия-Япония»
Телефон: +7 /846/ 333 01 87

Иерархия в Айкидо

Иерархия в айкидоХа - школа боевых искусств. Это понятие, как правило, не применяют по отношению к обществам Айки в России. Ха – это не только сообщество единомышленников, связанных одной идеей Будо, это – традиции и принципы. В России мало обществ, способных похвалиться таким уровнем…

Дантай – клуб, общество изучения боевых искусств со строгой иерархической системой взаимоответственности. В школе боевых искусств каждый старший ответственен за обучение и воспитание младшего, а каждый младший ответственен за сохранения знания и духа школы. Иерархия в клубе выстраивается по двум принципам – по уровню доверия учителя в делах школы и по уровню подготовленности в технико-тактической части (пояса и квалификации). Первый принцип существенен при решении насущных проблем школы, второй – при взаимном обучении учащихся.

Иерархия Школы:

Сэнсей – учитель, наставник школы, сам являющийся учеником более опытного наставника.

Ути-Дэси – внутренний ученик. Ученик, которого учитель обучает индивидуально и, как правило, использует в качестве ассистента при демонстрациях техник. Укэ учителя.

Ути-сэмпай – организатор, должность руководителя школы или помощника учителя в делах управления школой.

Сэмпай (сэмпаи) – командиры групп, старшие ученики школы.

Дэси – постоянные ученики школы, продвинутые занимающиеся.

Нюмонся – ученики-новички или восстанавливающиеся после болезни или травмы.

Иерархия поясов:

Уровень Боевая степень Цвет пояса Спортивная степень Требования исполнения
стратегических принципов
Муданся
(не имеющий степень дан)
6 (року) кю Белый
(Сиро-оби)
- Дзансин (равновесие, готовность к атаке),
Кудзуси (вывод из равновесия) и
Чусин-рёку (центральная линяя)
5 (го) кю Жёлтый
(Кииро-оби)
-
4 (си) кю Оранжевый
(Дайдайиро-оби)
- Дзансин (готовность к атаке и ответным действиям),
Дзю (мягкость, непротивление),
Какаэ (атака) и
Укэми (самострахование)
3 (сан) кю Зелёный
(Мидори-оби)
3 разряд
2 (ни) кю Голубой
(Аой-оби)
2 разряд Мусин (осознанность боевого наполнения техники),
Ма (дистанция), Авасаэ (слияние в выполнении),
Кобо-ити (наилучший момент, чувство времени)
1 (ити) кю Коричневый
(Кюйиро-оби)
1 разряд
Юданся
(имеющий степень дан)
1 (шодан) дан Чёрный (кюрой–оби)/
хакама
КМС "Основные" даны, присуждаются за хорошую практику, сияние личности, знание и исполнение всех основ айкидо
2 (ни) дан МС
3 (сан) дан -
4 (ён/си) дан МС МК "Учительские даны", присуждаются для тренерской работы
5 (го) дан -
6 (року) дан - "Патриархальные" даны, присуждаются за общественную работу и долговременную практику
7 (шичи) дан -
8 (хачи) дан ТМК
9 (ку) дан ТМК "Даны Основателей", присуждаются за создание нового стиля или школы
10 (дзю) дан ТМК

 

Система данов и кю позволила более ясно представить себе прогрессию обучения. Дан – в переводе с японского «ступенька». Именно в виде крутой лестницы с множеством ступеней представлялся путь ученика к мастерству.

Вопрос квалификации в Будо.

Кроме поясной системы существует ещё несколько иерархических форм. Пояса (кю и даны) были введены основателем дзю-до Дзигоро Кано в конце 19 века. Предполагалось, что эта система позволит более ярко представлять себе реальный уровень подготовки ученика в боевой системе. На тот момент данная система себя оправдывала, поскольку выгодно отличалась от доселе существующей формы сертификации.

Сертификация.

Существовало всего лишь пять сертификатов, выдаваемым учащимся в бу-дзюцу.

Сёдэн Начальная ступень передачи техники и традиции. Начало Пути. Знание базы техник.
Тюдэн Средняя часть пути. Пройденная половина. Изучение техник и их секретов.
Окудэн Глубокая передача знаний. Получение секретных техник школы и объяснение тайных учений.
Мэнкё кайдэн Свидетельство о том, что получены все секреты и пройдена вся программа.
Мокуроку / инка Свидетельство приемника или основателя своей линии

 

Официальные уровни (международная квалификация)

Официальные уровни присуждаются университетом Боевого Пути Будокукай:

Рэнси С 1-го по 5 дан. Полный набор технических знаний по своему направлению. Глубокое изучение тактики. Проявление духовности.
Кёси Минимум 5 дан, обширные знания в области будо, безупречная социальная жизнь. Не ранее 33 лет.
Ханси Техническое мастерство доведённое до совершенства. Связь: техника - сердце - дух. Вклад в развитие будо. Безупречное поведение – идеал для младших. Возраст – старше 60 лет.

 

Следует учитывать, что любые системы определения квалификационного уровня – всего лишь условность, не способная дать представления о реальной степени подготовленности бойца. Многое зависит от самой системы отсчёта.

В одних стилях, первый дан определяется как уровень студента, только что поступившего и начинающего серьёзно учиться. В других направлениях, первый дан – это уровень осознанности техники и тактики, позволяющий продолжить обучение самостоятельно, без непосредственного наблюдения инструктора. В третьих школах, первый дан – звание, которое получает любой, кто освоил минимум базовой техники.

Большинство учителей считает, что первый дан – это уровень доверия к ученику, уровень, при котором ученик уже может вполне официально представлять систему и стиль. Таким образом, к категории дан предъявляется требование ответственности за исполнение практик будо (техники, тактики и духовного содержания). Также следует знать, что подчас человек, занимающийся Будо всерьёз, не имеет официального уровня. Часто это связанно с отсутствием возможности или желания квалификационного подтверждения. В таком случае немало о человеке говорят года тренировок…

В айкидо, кроме всего прочего, существует система дифференцирования уровня по жизненному ориентированию в будо:

  • Айкидоист – человек, который занимается айкидо, спортсмен.
  • Айкидока – человек, который практикует в зале и в жизни Айкидо
  • Айкидзин – человек, который живёт по законам Айкидо.

Подобная система, естественно, не рассматривает уровень технической подготовленности человека.