Самарская Всестилевая Федерация Айкидо | Индивидуальные занятия
Наша федерация представляет в Самаре:
Международную Евро–Азиатскую Федерацию Айкидо
Всестилевую Федерацию Айкидо России
Международную Лигу Боевых Искусств
Общество «Россия-Япония»
Телефон: +7 /846/ 333 01 87

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия по боевым искусствамСмысл индивидуальных занятий по боевым искусствам:

Попробуем заглянуть в историю вопроса.

Исторически в древности все профессиональные Школы боевых искусств на Западе и на Востоке подразумевали «полное погружение» в обучение. То есть люди занимались по 6 -12 часов в день, каждый день в течение, например, десяти лет. При таком режиме можно было научить, кого угодно и чему угодно и сделать человека бойцом, даже если он не думает о том, что он делает за счёт выполнения невообразимого количества повторов.

Одним из основных методов обучения являлся метод повторения в группе движений и связок за стоящим перед группой учителем. На этой базе выстраивались длинные связки и формальные комбинации приёмов («ката» - яп., «таолу» - кит. и т.д.) уже для дальнейшей постоянной индивидуальной работы.

Другой способ – разбивать общее поле боевого искусства на части. Общие навыки разделять на частные: (отдельно ударная работа руками, отдельно – ногами, отдельно – борьба (разные варианты), отдельно – работа с оружием, отдельно – увеличение силы, ловкости, выносливости и т.д.). Что, собственно, и привело к возникновению различных спортивных дисциплин (борьба, бокс, тяжёлая и лёгкая атлетика, гимнастика, фехтование, все спортивные варианты единоборств и т.д.).

Кроме того, применялись специфические формы боевых (технических) спаррингов, которые невозможно было загнать в рамки каких-либо спортивных (соревновательных) правил. В конечном счете, все эти навыки соединялись в одно универсальное боевое искусство.

Эти технологии практически невозможны и бесполезны для современного человека, который учится, работает, ещё что-то делает и имеет очень ограниченную по времени возможность для занятий (2-3 раза в неделю по 1.5-2 часа). А объём информации, глубоких находок и специфических навыков накоплен очень большой именно в традиционных боевых школах. Воспринять это чисто физически очень тяжело - просто времени не хватит.

Тут есть два пути:

  1. Упрощать. То есть все глубокие и универсальные принципы боевого искусства мы упрощаем и сводим к набору неких правил и ограничений (по которым можно соревноваться без риска для жизни и здоровья при максимальной физической нагрузке) и получаем какие-нибудь спортивные дисциплины: борьба, бокс и т.д. Все это (т.е. - ограничение и упрощение) позволяет научиться определённым навыкам и приобрести прекрасную физическую форму. Но это достаточно далеко от боевого искусства и по степени опасности, и по требованию к точности, и по тому, сколько и каких ошибок можно себе позволить, и по базовым психофизическим установкам и по многим другим параметрам. Многие ошибочно полагают, что достаточно серьёзно прозаниматься различными видами спортивных единоборств (например: каратэ + дзюдо + бокс + таэквондо + фехтование + т.д.) что бы стать " реальным бойцом ". Боюсь огорчить, но – недостаточно. Нужно попробовать понять, что, переводя любое настоящее боевое искусство в любую безопасную соревновательную форму, придётся отказаться в первую очередь от наиболее опасных, а, значит, эффективных, приёмов.
  2. В определённых структурах, например в айкидо, другой метод. Он выстраивается через интеллектуальный анализ (погружение). Подразумевается, что поскольку человек разумен, то он может огромный объём информации усвоить, провести не через тело, а через мозг (сознание). И можно, путём глубокого анализа специальным образом отобранного небольшого количества движений, выйти на глубочайшие принципы и навыки боевого искусства. Можно научить человека разумного за относительно короткое время.

В старину, например, прекрасно понимали, что на самом деле учит Учитель. Не система, не Школа, не какое-то название, а непосредственно личность, человек. Мастера говорили, что: " знания передаются из рук в руки ". Это значит, что только так и ни каким иным способом. Не из уст в уши, не в книжке прочитать, не, как сейчас, на кассете увидеть. Казалось бы, очень доступная информация и она действительно очень помогает, но заменить именно непосредственное, прямое обучение не может ни что. Так же как Вы не можете, только глядя на экран на бои боксёров стать боксёром при всём Вашем желании. Когда Вы выйдите на ринг и на Вас обрушится град ударов - куда что денется. Поверьте, боевые ситуации гораздо сложнее.

Что происходит на индивидуальных занятиях:

Что мы здесь можем дать? Чему научить?

  • Здесь происходит анализ внутренних установок личности и коррекция их. Как правило, люди имеют проблемы и не всегда знают, как их решать и даже не всегда понимают собственно суть самих проблем и могут их только субъективно обозначить. На наших занятиях есть возможность их «вытаскивать», осмысливать и корректировать. Потому что истинные знания имеют физическую проекцию (т.е. «знание – сила»). Если Вы правильно настроены психологически, то у Вас всё получается и физически. И соответственно если у Вас что-то не получается (навык, техника, приём) это значит, что у Вас внутренняя установка сбита. Вот этой коррекцией мы и занимаемся.
  • Даётся очень много информации в разных областях. Через объем информации делается попытка предложить, найти, определить индивидуальный путь развития конкретного человека (в общих группах, к сожалению, нет возможности это осуществлять). Люди разные и одним легче развиваться в одном направлении, а другим в другом.

    В конечном итоге необходимо понять, освоить небольшое количество базовых принципов (не более семи). Но нужно их вот именно впитать, глубоко понять. Если человек усвоит эти принципы, научиться ими пользоваться сознательно (то есть отличать правильное от неправильного, верное от неверного), то и тело его начнёт в конечном итоге работать правильно - он станет мастером. Это путь через духовное к физическому.
  • Рассматриваются технологии, принципы и техники (приёмы) таких единоборств как: дзюдо, бокс, каратэ, ушу, классическая и вольная борьба, таэквандо, хапкидо, джиу-джитсу, кендо, кобудо, муай-тай, кик-боксинг, ниндзюцу, айкидо, «русские стили» и др. (надо учесть, что это ещё очень упрощённый перечень, так как многие единоборства имеют большое количество стилей и школ).
  • Очень важен смысл непосредственного глубокого, прямого общения. Потому что основная проблема в том, что сама система обучения и воспитания у нас такова, что люди с возрастом теряют, к сожалению, способность и желание учиться чему-то новому. Они закрываются, ставят какие-то психологические стенки (защиту) от окружающей агрессивной среды, но автоматически получают тюрьму. Стенки они в обе стороны работают. Человек перестаёт адекватно (т.е. правильно) оценивать внешнюю среду, информацию и свои собственные основные проблемы. Большая часть людей автоматически выбирает не то, что правильно и эффективно, о то, что попроще и попонятнее во всех областях (поэтому легко попадаются на любой обман). Мы на самом деле подсознательно умеем и знаем гораздо больше, чем сознательно, но сами себя искусственно закрываем. Причина в том, что «сознание» пытается любыми способами контролировать всё, даже то, что контролировать, не нужно и вредно, например – «подсознание». Причина – опять таки «подсознательные» страхи. Возникает конфликт и недоверие между «сознательным» и «подсознательным». Это – дисгармония и дисбаланс. Следствия – нарушения координации, депрессии, путь ко всем болезням, преждевременная старость. Очень важно раскрыть и снять эти противоречия определёнными методами, тогда способность к обучению резко повышается и за короткое время человек может постичь огромный объём информации. В таком состоянии это происходит в детстве. Мы в детстве (до шести лет) постигаем огромное количество информации и ей уже пользуемся всю жизнь.
  • Практические упражнения довольно специфичны и отличаются от того, к чему мы привыкли в спорте. Основная задача и цель – общая координация.

    В бою победу или поражение определяют три фактора – сила, скорость и точность (техника). Что такое «сила» – более или менее понятно. Со «скоростью» - уже посложнее. «Точность» - самая сложная категория, но и наиболее эффективная. Точность (техника) – это то, что отделяет боевое искусство от спорта, так как сила и скорость есть везде. Чем опаснее техника, тем больше и дольше приходиться в обучении ограничивать силу и скорость (например, при работе с оружием). Чем проще и безопаснее система, тем больше там упор на физические факторы, тем она понятнее, быстрее в усвоении и популярнее в народе. Можно быстро почувствовать себя «крутым». Поэтому упрощённые системы активно вытесняют с «рынка» более профессиональные. То чему вас могут научить сейчас - это не «боевое» и не «искусство», а «спорт».

    Те технологии, которые используем мы, относятся к индивидуальному обучению боевому искусству (а не только – айкидо), с упором на точность, технику и координацию.

Ряд учеников, которые у меня были и есть, способные спортсмены – борцы, боксёры, «рукопашники», каратисты – до мастеров спорта включительно. Один К.М.С.(кандидат в мастера) по боксу пришёл ко мне заниматься, например, только после того как получил опаснейшее ранение ножом (еле выжил). Только после подобного иногда видимо начинают приходить правильные мысли.

Кстати, сразу хочу ответить на постоянно задаваемый вопрос: «Какие есть ограничения для занятий? По здоровью, по возрасту и т.д.». Ограничение одно – недостаток интеллекта. Нужно уметь и любить работать с информацией.

Очень хорошо получается у зрелых людей, имеющих предварительный опыт занятий боевыми искусствами (чем больше – тем лучше). У них меньше иллюзий и, как бы заново пробуждающееся, здоровое любопытство. Сложнее, но и полезнее, быть может, с теми, у кого нет вообще никакого опыта. Если человек прозанимается до состояния, когда он сам сможет производить анализ любых техник по определённым параметрам, он уже никогда не собьётся с правильного пути в боевых искусствах (да и в жизни), чем бы он не занимался.

Случайные люди у нас, как правило, к счастью не задерживаются.

Ну, например. Занимался у меня индивидуально один ученик. Это был довольно любопытный опыт. Мужчина солидный, в возрасте, серьёзный бизнесмен, финансист, занимался долгое время айкидо в Москве (в т.ч. индивидуально за большие деньги), имел чёрный пояс, крупный, сильный, увлечённый. Ну что ещё надо? Начиналось всё замечательно. Правда, удивлял очень невысокий технический уровень подготовки с упором на силу, в сочетании со странной убеждённостью в своей правоте и высоком мастерстве. Версия такая была: « Просто подзабыл какие-то мелочи…». «Ученик» искренне удивлялся и, даже, раздражался при сопоставлении простейших базовых техник айкидо (например – иккё). Почему у него против меня приём не получается, а у меня на нём – легко? Почему его превосходство в размерах и силе не помогает, хотя он делает всё «правильно»? Как это он попадается на свой собственный приём, только начиная атаку? И прочие «детские» вопросы. Возмущался, спорил, требовал повторить, повторить медленно и т.д. Довольно долго я не мог понять – в чём дело? Чего он добивается? Потом, как-то раз, я попросил помогавшего мне другого ученика (прекрасно подготовленного мастера) максимально подыграть нашему другу. Ну, конечно, тут всё замечательно стало получаться: и броски, и контроли, и всё, всё, всё. Наш «финансист» был в восторге, просто расцвёл на глазах. «Наконец-то я поймал волну»! – такая вот появилась версия. Тут же он стал настойчиво предлагать «вот так вот» и продолжать заниматься, и вот именно вот с этим вот партнёром (т.е. – «уке»), и вот именно это вот оно и есть – «настоящее айкидо». В общем – всё встало на свои места. Оказывается, взрослый, солидный и неглупый человек платил и готов платить немалые деньги только за то чтобы почувствовать себя «крутым» за чужой счёт, чтобы некие «клоуны» послушно подбегали и красиво отлетали, повинуясь его «волшебным» жестам. Зачем? Дофантазируйте сами. Я подумал и не стал с ним работать, невзирая на «лёгкие» деньги. Есть, значит, и такое «айкидо». Полагаю, что он легко и быстро нашел другое место, партнёров и «учителя». Со своей стороны я искренне желаю ему и ему подобным успехов, удачи и, главное, что бы им никогда в жизни не пришлось попасть в ситуацию где действительно может вдруг понадобиться воинское искусство (передумывать и жалеть тогда будет уже поздно).

Подытоживая, напоминаем. Изучая боевые искусства, мы получаем:

  • Решение практически любых проблем со здоровьем
  • Инструмент для формирования своей личности
  • Освоение навыков самообороны
  • Использование своей силы
  • Использование чужой силы
  • Использование силы своего ума
  • Использование любых предметов как оружия
  • Обретение психологической устойчивости и мощи
  • Многое, многое другое

Рекомендуем Вам ознакомиться с концепцией.

И, в конце, хочется пожелать всем здоровья, чистоты помыслов, детского любопытства, честности и юмора! И всё у вас получится!

С уважением,
Президент Самарской Всестилевой Федерации Айкидо
Вице-президент Международной Лиги Боевых Искусств
Белов О.А.

По вопросам записи на индивидуальные занятия в Самаре обращаться на "Спартак" или по тел.

3-33-01-87